Как организовать работу политкружка

Значительная часть нашей сельской молодежи не подготовлена к самостоятельной работе над собой. Ей надо привить вкус к политике, научить самостоятельно работать с газетой, политической брошюрой, книгой.

Эту задачу с успехом решит политкружок. Политкружок поможет молодым колхозникам разбираться в происходящих событиях, научит сознательно относиться к ним.

   
 

На колхозном стане в обеденный перерыв комсомолка Г. Вавилова читает последние сообщения с фронтов отечественной войны (колхоз «Путь Ильича» Воротынского района Горьковской области).

Чтобы организовать кружок, секретарь комсомольской организации, активисты должны разъяснить комсомольцам и молодежи, какие задачи ставит кружок, что в нем будут изучать, как будут организованы занятия. К занятиям в кружке можно привлечь не только комсомольцев, но и молодежь, еще не вступившую в комсомол. Желательно, чтобы в кружке занималось не более 20—25 человек, иначе руководителю трудно будет вести занятия.

При создании кружка надо стараться, чтобы в него подбирались товарищи, имеющие сравнительно одинаковый уровень развития. Кружок должен заниматься в определенное, заранее обусловленное время, лучше всего раз в неделю.

Для помощи пропагандисту в организации занятий надо выделить старосту кружка. В его обязанности входит: оповещение слушателей о занятиях, подготовка помещения, наглядных пособий, учет посещаемости. Перед первым занятием хорошо провести краткое собрание, на котором договориться о содержании работы кружка, о днях занятий, о дисциплине. В кружок комсомольцы и молодежь записываются по желанию, но это не значит, что в кружке не должно быть строгой дисциплины. Наоборот, добровольная запись в кружок предполагает сознательное отношение к учебе, высокую дисциплину.

Как проводить занятия в кружке? Опыт показывает, что лучше оправдывает себя метод живой беседы, обеспечивающий активное участие каждого слушателя в обсуждении изучаемой темы.

Обычно беседа строится так: пропагандист задает один вопрос и спрашивает, кто из слушателей желает на него ответить. Если слушатель осветил вопрос недостаточно полно или неправильно, его дополняют или поправляют другие. При этом надо дать возможность слушателям поспорить. Так последовательно разбираются все основные вопросы темы. Пропагандист в своем заключительном слове подводит итоги беседы, разъясняет спорные или непонятные вопросы. В конце каждого занятия пропагандист сообщает следующую тему, указывает, на что следует обратить внимание, рекомендует литературу.

Для менее подготовленных групп молодежи можно рекомендовать иной метод изучения книги товарища Сталина — это громкую читку материала с последующим разбором и разъяснением основных вопросов.

Наряду с основной темой, на каждом занятии 10—15 минут надо уделить обзору последних военных и политических событий. В ряде кружков такие обзоры по очереди делают сами слушатели. Материалом для подготовки обычно служат газеты.

Успешная работа кружка зависит прежде всего от пропагандиста, от его уменья заинтересовать слушателей, от уменья любую тему занятия связать с конкретными задачами колхоза, совхоза или МТС. Теоретическая учеба должна способствовать повышению активности молодежи в решении всех хозяйственных задач, стоящих перед колхозом, совхозом или МТС.

К каждому занятию надо тщательно готовиться. Прежде всего пропагандист должен хорошо усвоить основную литературу по разбираемой теме, выписать наиболее важные мысли, доводы, обобщения. Необходимо прочитать также дополнительную литературу: статьи из журналов, политические брошюры, газетные статьи, произведения художественной литературы, иллюстрирующие данную тему, подобрать интересный фактический материал из жизни колхоза, совхоза, МТС, района или области.

Уменью вести пропагандистскую работу мы должны учиться у вождей партии — Ленина и Сталина.

Надежда Константиновна Крупская в своих воспоминаниях о Левине рассказывает:

«Несмотря на то, что Ленин обладал громадными знаниями, что у него был обширный опыт как у пропагандиста — он делал массу докладов, писал много пропагандистских статей, — он к каждому своему выступлению, к каждому докладу, к каждой лекции тщательно готовился. Сохранилось множество конспектов ленинских выступлений, докладов. Видно, как заботливо обдумывал Ленин каждое свое пропагандистское выступление. По этим конспектам мы видим, как содержательны были выступления Ленина, как умел он выпятить самое нужное, самое главное, иллюстрировать каждую мысль яркими примерами».

Ленин был прекрасным пропагандистом, и слушали его всегда с огромным вниманием. Один из слушателей кружка, которым руководил Владимир Ильич, питерский рабочий И. В. Бабушкин, вспоминает:

«Кружок составился из шести человек и седьмого — лектора, и начались занятия по политической экономии, по Марксу. Лектор излагал нам эту науку словесно, без всякой тетради, часто стараясь вызывать у нас или возражение, или желание завязать спор, и тогда подзадоривал, заставляя одного доказывать другому справедливость своей точки зрения на данный вопрос. Таким образом, наши лекции носили характер очень живой, интересный... Этот способ занятий служил лучшим средством уяснения данного вопроса слушателями. Мы все бывали очень довольны этими лекциями и постоянно восхищались умом нашего лектора... Но эти лекции в то же время приучили нас к самостоятельной работе, к добыванию материалов. Мы получали от лектора листки с разработанными вопросами, которые требовали от нас внимательного знакомства и наблюдения заводской фабричной жизни».

Прекрасным пропагандистом является товарищ Сталин. Старые рабочие Закавказья с особой любовью вспоминают о тех беседах, которые проводил товарищ Сталин в девяностых годах прошлого века. Содержание бесед товарища Сталина хорошо запоминалось всеми рабочими, занимавшимися в кружках, которыми он руководил. Товарищ Сталин говорил просто, понятно, увлекательно; его слова сразу «брали за живое», — вспоминают рабочие.

Товарищ Сталин начинал занятия кружка с самых простых вопросов: «Почему мы бедны?» Таким вопросом начинал он первую беседу. Рабочих такой вопрос сразу заинтересовывал; они начинали высказываться, сами задавали вопросы. Товарищ Сталин отвечал, потом проверял, все ли поняли, не осталось ли чего неясного.

«Он бывало не перейдет к новому вопросу, — рассказывает тифлисский рабочий Георгий Нинуа, — пока не убедится, что мы поняли его, усвоили его слова».

   
 

В колхозе «Ударник» (Раменский район Московской области) газеты всегда доставляются во-время. Об этом заботится ученик Гжельской школы Павлик Шагаев, который в свободное от учебы время заменяет брата-почтальона, ушедшего на фронт.

На втором занятии товарищ Сталин ставил на обсуждение вопрос: «Почему мы бесправны?» Этот вопрос также горячо обсуждался. В результате обсуждения перед рабочими еще ярче раскрывалась картина политического угнетения трудового народа царизмом.

Наконец на третьем занятии товарищ Сталин ставил вопрос: «Как изменить жизнь?» Он рассказывал о рабочем движении, разъяснял программу партии, тактику ее борьбы.

К пониманию самых сложных вопросов товарищ Сталин подводил рабочих на ярких, убедительных примерах, взятых из жизни.

В своих воспоминаниях рабочие рассказывают, как тщательно готовился товарищ Сталин к каждому занятию. Когда он говорил, перед ним лежала записная книжка или просто листки мелко исписанной бумаги. Товарищ Сталин неоднократно повторял, что только основательно подготовившись, пропагандист может рассчитывать на успех своего выступления.

Большевистская партия на протяжении долгих лет борьбы накопила богатый опыт пропагандистской работы. Изучать этот опыт-задача каждого пропагандиста.

Изучение книги товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» нужно сделать основным содержанием работы политкружков.

В политкружках для молодежи рекомендуется также изучать темы из истории комсомола. Например: «Комсомол — верный помощник и боевой резерв большевистской партии», «Как был создан комсомол», «За что комсомол награжден орденами», «Комсомол в отечественной войне» и др.

Можно рекомендовать также изучение истории нашей родины, биографии великих деятелей нашего народа.

Комсомольская организация должна постоянно заботиться о кружке: слушать сообщения о его работе на комсомольском собрании, интересоваться успехами каждого слушателя, помогать кружку в подборе литературы и т. д.

...Назад | На титульную страницу | Далее...

 © Группа товарищей и Влад В. Головач / 2002 / Часть проекта Exmachina.ru