Глава VI. Комсомольская организация колхоза и школа

Наряду со школой комсомольская организация несет ответственность за воспитание подрастающего поколения нашей страны. Поэтому одна из первейших обязанностей комсомольцев на селе — оказывать повседневную помощь школе.

* * *

   
 

На уроке в школе (деревня Колодези Смоленской области).

Сельские комсомольцы могут многое сделать для улучшения работы своей школы. Прежде всего комсомольской организации следует позаботиться о здании школы. Если оно не в порядке, нуждается в ремонте, комсомольцы должны стать первыми помощниками директора школы в проведении этой работы. Они могут поставить вопрос о ремонте школы в правлении колхоза, в сельском совете, настоять, чтобы были выделены плотники и другие мастера, чтобы здание было хорошо и во-время отремонтировано. Многое для этого можно и нужно сделать силами комсомольцев и молодежи: например организовать заготовку и подвозку материалов, дров, мелкий ремонт школьной мебели и т. д.

Заботливый секретарь комсомольской организации колхоза всегда знает, достаточно ли в школе парт, не нужно ли их отремонтировать, покрасить, в порядке ли классные доски.

   
 

Зорко оберегают школьники колхозный урожай (Майкопский район Краснодарского края).

Комсомольцы Чернолучинского колхоза Омской области еще летом на комсомольском собрании обсудили вопрос, как обеспечить школу топливом на зиму. Решили своими силами заготовить дрова. Вместе с учителями и кольниками комсомольцы ездили в лес, пилили дрова и свезли их на школьный двор. Комсомольцы помогли привести в порядок здание школы, поставили вокруг нее забор.

Не все школы имеют достаточное количество наглядных пособий. А без них урок проходит вяло, школьники хуже усваивают предмет. Тут тоже могут проявить себя комсомольцы. Под руководством учителей они успешно справятся с изготовлением несложных наглядных пособий и облегчат обучение своих младших братьев и сестер.

По решению правительства во всех школах введена обязательная военно-физкультурная подготовка учащихся. Эти занятия требуют дополнительного оборудования, которое в сельской школе не так легко найти. Комсо­мольцы и молодые колхозники Чувашии пришли на помощь своим школам.

Они изготовили 5 тысяч макетов винтовок, 230 чучел для рукопашного боя, около 400 гранат, десятки макетов автоматов. Сделать такие же пособия для военно-физкультурных занятий могут комсомольцы любого колхоза.

В хорошей школе всегда есть горячие завтраки для учащихся. Имеет ли ваша школа достаточные запасы продуктов на зиму? А ведь добиться этого нетрудно, — для этого следует лишь хорошо обработать пришкольный участок.

Работать на своем огороде должны сами школьники под руководством учителей. Комсомольцы должны помочь им заготовить семена, проследить, чтобы за огородом добросовестно ухаживали. Тут колхозным комсомольцам очень пригодится их хозяйственный опыт. И делом их чести будет снять с пришкольного участка хороший урожай овощей и картофеля.

   
 

Хороших породистых кур выращивают отличница учебы Набат Мурадова и другие школьники колхоза имени 26 бакинских комиссаров (Иолантский район Туркменской ССР).

При школе можно организовать и свои небольшие парники, чтобы учащиеся могли выращивать рассаду для своего огорода, выхаживать ранние овощи.

Хорошо также при школе разбить и небольшой фруктовый сад, а там, где он есть, наладить хороший уход за деревьями.

На земле пришкольного участка можно выделить несколько грядок для юных опытников. Опытничество сблизит школьников с агрономической наукой, привьет им любовь к сельскому хозяйству, расширит знакомство с природой. Кружком юных опытников охотно согласится руководить колхозный агроном или опытный учитель.

Дети охотно разводят кроликов. Создать крольчатник можно при каждой школе. Можно также соорудить и птичник. Ребята с большим интересом и с пользой для дела будут заниматься разведением кроликов, поро­дистых кур.

Все это очень несложно, но об этом надо вовремя позаботиться, помочь учителям советом и делом.

Очень важно, чтобы все дети аккуратно посещали школу, хорошо учились. Случается так, что иной раз ученики не могут ходить в школу из-за недостатка обуви и одежды. О такой нуждающейся семье надо позаботиться особо. Именно так поступили комсомольцы колхоза «Искра» Усть-Кубинскоого района Вологодской области. Они решили помочь детям, не имеющим зимней одежды и обуви. Девушки собрали и починили детские пальто, валенки, и ребята получили возможность посещать школу. Комсомольцы Мяксинского района той же области собрали шерсть и сваляли 15 пар валенок для нуждающихся детей колхозников.

   
 

«Соберем лекарственные растения в лечебный фонд Красной Армии», решили пионеры Казани. Каждый день летом сотни ребят выходили в поле на сбор дикорастущих.

Большую благодарность заслужат комсомольцы от родителей, если они будут чутко относиться к нуждам школьников. Особым вниманием нужно окружить детей фронтовиков, защищающих родину от немецких оккупантов.

Комсомольцы будут любимыми друзьями школы, если они изо дня в день будут вникать во все нужды школы, постоянно интересоваться жизнью, учебой, успеваемостью школьников. И здесь они в состоянии оказать учителю большую помощь. Учится, скажем, плохо какой-нибудь школьник. Почему комсомольцам не поинтересоваться, что мешает ему итти вровень с классом, не побывать у него дома, не поговорить с родителями? Задушевные беседы с родителями окажут большую помощь школе в воспитании детей. Такие беседы и учащимся принесут несомненную пользу. Они увидят, что их школьными делами интересуются, а это невольно заставит их подтянуться.

Близкая связь комсомольцев со школой позволит им более глубоко вникать в дело воспитания детей, сблизит комсомольскую организацию с учителями, учащимися, родителями.

* * *

В 1942 году ЦК ВЛКСМ вынес решение о перестройке работы пионерской организации и обязал все комсомольские организации принимать самое деятельное участие в жизни пионерских дружин и отрядов. Ведь комсомол отвечает перед большевистской партией, перед страной за воспитание из пионеров стойких, дисциплинированных, волевых, культурных людей.

   
 

Много заботы о колхозном молодняке проявляют ученики Белоярской средней школы (Хакасская АССР). Пионерка Тамада Смирнова держит шефство над телятами в колхозе «1-е Мая».

Комсомольцы обязаны чаще бывать на пионерских сборах, соревнованиях, чаще выступать перед пионерами с докладами и беседами. На комсомольских собраниях следует регулярно обсуждать вопросы, как работает пионерская организация, справляется ли со своими обязанностями вожатый, помогать ему советом, подсказать, как сделать более интересной и содержательной жизнь и работу дружины, отряда.

Чтобы пионерская дружина школы работала, как этого требует постановление ЦК ВЛКСМ, нужна повседневная комсомольская помощь. Бывать на сборах отрядов, помогать вожатым проводить их, участвовать в пионерских парадах, добиваться, чтобы пионеры проходили по селу строем под звуки горна, чтобы у всех звеньев имелись свои флажки, а пионеры носили знаки различия, — обо всем этом должна позаботиться комсомольская организация. Для этого нужно, чтобы секретарь комсомольской организации, комсомольский актив познакомились со всеми требованиями, которые предъявляет ЦК ВЛКСМ к пионерской дружине.

Война со всей остротой поставила задачу трудового воспитания детей. Каждый пионер должен участвовать в общем труде, исполняя посильные для него дела. Сельским комсомольцам следует обратить на это особое внимание.

Что может делать пионер? Дома он помогает по хозяйству, убирает двор, пилит и колет дрова, ухаживает за младшими, стирает, гладит, чинит свое белье. В колхозе пионер работает на полях, шефствует над животными. В школе ребята могут убирать помещение, исполнять мелкий ремонт мебели, держать в порядке школьный двор, обрабатывать пришкольный участок, своими силами построить физкультурную площадку, оборудовать пионерскую комнату и т. д.

   
 

Зола — прекрасное удобрение. Ее акку­ратно собирают и хранят до весны ученики Ново-Талицкой неполной средней школы (Ивановская область).

Задача комсомольских организации — приучать пионеров и школьников к труду, прививать им; чувство самостоятельности, стремление приносить пользу дома, в школе, в колхозе.

В хозяйстве, кроме полевых работ, всегда найдется много дел, посильных ребятам. Под руководством вожатого они могут собирать золу, картофельные верхушки, чинить мешки, проверять семена на всхожесть и т. д.

Практика целиком оправдала шефство пионеров над молодняком. Заботу ребят о животных следует всячески поощрять. Нужно только, чтобы это дело не превращалось в пустые разговоры о шефстве, а чтобы ребята действительно выращивали здоровых, упитанных телят, жеребят, ягнят, поросят. У каждого пионера может быть свой подшефный молодняк, за которым он должен заботливо ухаживать. Только такое действенное шефство пионеров принесет ощутимую пользу колхозному животноводству.

Сельские школьники оказывают своим трудом большую помощь колхозам. Миллионы учащихся работают летом на колхозных полях. Они показали образцы высокой дисциплины, самоотверженности, социалистического отношения к труду. Школьники могут с гордостью сказать, что они принимали: и принимают участие в завоевании военного урожая. Многие из них удостоены высоких наград.

   
 

Хорошие хлеба уродились на полях колхоза имени Ворошилова (Ленинский район Джалалабадской области). Вместе с колхозниками на уборку вышли все школьники..

Сухаревская средняя школа Московской области получила за свой труд на колхозных полях знамя ЦК ВЛКСМ и премию Наркомзема СССР. В течение лета 1942 года сухаревцы выработали 36 тысяч трудодней. Таких замечательных школ у нас немало!

Советские школьники могут принести гораздо большую пользу стране, если комсомольцы колхозов сумеют хорошо организовать их труд. Что для этого нужно сделать? Надо заранее, задолго до начала полевых работ, распределить учащихся старших классов по отрядам, избрать руководи­телей этих отрядов, распределить школьные отряды по колхозным бригадам. Пионеров и школьников старших классов можно использовать также в качестве агитаторов, редакторов боевых листков.

Правильная организация труда школьников позволит им работать более производительно. Как показал опыт, именно из-за неумелой организации труда многие школьники тратили время зря; мешали работе частые переброски из бригады в бригаду. Этого-то и следует избегать, стремясь к тому, чтобы время учащихся расходовалось с толком.

Разумное использование труда школьников возможно, если комсомольцы займутся этим совместно с вожатым пионерской дружины, с учителям. Именно на этой работе можно воспитывать у пионеров четкую дисциплину, навыки самостоятельности, умение переносить трудности.

* * *

Всю свою работу в школе комсомольцы проводят вместе с учителями. С ними они советуются, как сделать интереснее жизнь пионерской организации; от них они узнают, в какой помощи нуждается школа. Чем теснее будет эта дружба, тем успешнее можно справиться с задачей воспитания детей.

Дружная совместная работа колхозных комсомольцев с учителями будет способ­ствовать успешному выполнению задач, поставленных партией и правительством перед советской школой.

* * *

Мы перечислили только основные вехи, по которым должна строиться работа комсомольцев колхозов в сельской школе. Жизнь подскажет много новых вопросов. И секретарь комсомольской организации, умеющий чутко прислушиваться к ним, всегда поможет учителям и учащимся в их работе.

...Назад | На титульную страницу | Далее...

 © Группа товарищей и Влад В. Головач / 2002 / Часть проекта Exmachina.ru