Как организовать работу агитаторов

Большевистская партия всегда придавала большое значение политической агитации. В дореволюционные годы большевистские агитаторы смело призывали трудящихся на борьбу с царизмом, указывали им путь к победе. В октябре 1917 года агитаторы-коммунисты поднимали трудящихся на борьбу за власть Советов, разоблачали врагов революции. В годы гражданской войны, когда Советская республика отбивала наседавших со всех сторон врагов, коммунисты-агитаторы на фронте и в тылу сплачивали армию и народ, поднимали их на беззаветную борьбу за родину. Лучшие люди партии выступали как агитаторы на рабочих собраниях, на красноармейских митингах.

Сейчас, в суровые дни войны, слово агитатора помогает нашему народу в его борьбе с врагом. К слову агитатора прислушиваются с большим вниманием, его призывы находят горячий отклик в народе. Величайшими образцами пламенной большевистской агитации являются выступления товарища Сталина, его призывы к народу. Комсомольский агитатор должен внимательно изучать выступления товарища Сталина и руководствоваться ими в своей агитационной работе.

У нас на селе тысячи комсомольцев-агитаторов. Они помогают комсомольским организациям политически воспитывать молодежь, повышать ее ответственность за колхозные дела, втягивают ее в активную работу для фронта. И, как правило, чем лучше поставлена агитационная работа, тем больших результатов добиваются комсомольцы в решении практических хозяйственных задач.

Как в любом деле, в политической агитации успех работы зависит от кадров, от агитаторов. Правильно поступают комсомольские организации, которые выделяют на агитационную работу наиболее грамотных комсомольцев — учителей, избачей, агрономов, бригадиров, счетоводов, заведующих животноводческими фермами. Во многих организациях хорошо проявили себя в роли агитаторов колхозники-передовики сельского хозяйства.

Агитатор прежде всего своим личным примером, своей работой, всеми своими поступками должен призывать людей к лучшей работе. Грош цена такому агитатору, который будет уговаривать колхозников хорошо работать, а сам не будет выполнять норму и на работу в поле будет выходить позднее других. О таком скажут: — Болтун, что его слушать!

Работу агитатора надо доверять самому трудолюбивому, самому уважаемому и авторитетному комсомольцу.

Место агитатора — там, где работает молодежь: в поле, в бригаде, на ферме. Желательно, чтобы в каждой бригаде был свой агитатор. Работая вместе с колхозниками, агитатор будет видеть, как люди относятся к делу, кто работает в полную силу, а кто нет, будет знать настроения молодежи, ее радости и печали. Каждую свободную минуту агитатор использует тогда для беседы с молодежью. Задача агитатора состоит в том, чтобы при каждом удобном случае направить беседу на главное — как работать еще лучше, чтобы принести побольше пользы Красной Армии.

Основными формами работы агитатора остаются читка С газет и беседы с молодежью.

Известно, с каким нетерпением ждут в колхозе газету, чтобы узнать все новое, что произошло на фронте, в стране. Комсомольцы должны позаботиться, чтобы газеты в колхоз, а оттуда в бригады доставлялись во-время. Бывает — комсомольцы жалуются, что поздно узнают о событиях на фронте. И невдомек им, что газета двое-трое суток лежит на почте или в сельсовете. Лучше всего выделить одного комсомольца, который бы следил за доставкой газет и с помощью школьников быстрее разносил их по бригадам.

Как использовать газету? Надо прежде всего прочесть колхозникам сводки Советского информбюро. В них дается оценка положения на фронтах, приводятся выдающиеся подвиги отдельных воинских частей и подразделений, сообщения о борьбе партизан в немецком тылу, о трудовых подвигах советского народа, о борьбе народов оккупированных немцами стран.

В ряде колхозов агитаторы дополняют короткие сообщения Совинформбюро выставками, витринами. Большим успехом пользуются витрины на темы: «Молодые герои отечественной войны», «Молодежь в партизанских отрядах», «Девушки в отечественной войне», «Как наши земляки сражаются за родину», «Героический Сталинград», «Что несут немецкие фашисты советской молодежи». На таких витринах агитаторы помещают вырезки газетных корреспонденции, фотоснимки, письма своих земляков — бойцов Красной Армии.

Как можно шире надо использовать в агитационной работе письма фронтовиков. Многие агитаторы специально переписываются со своими земляками-фронтовиками, с отдельными частями Красной Армии.

В газетах часто сообщается о зверствах немецких оккупантов над советскими людьми. Эти материалы надо обязательно читать колхозникам. До войны наша молодежь плохо представляла себе истинное лицо немецких фашистов. Война многому научила нас. Кровавые зверства, грабежи, насилия, которые чинят немцы над советскими людьми во временно оккупированных районах, излечили молодежь от благодушного и беспечного отношения к врагу. Они научили ее по-настоящему ненавидеть врага. Эту ненависть агитатор обязан разжигать еще сильнее. Необходимо добиваться, чтобы ненависть эта претворялась в практические дела, чтобы в ответ на зверства немцев молодежь сегодня работала лучше, чем вчера, своим самоотверженным трудом помогала Красной Армии истреблять немецких извергов.

О положении на фронтах лучше всего рассказывать, пользуясь географической картой. Хорошо поэтому в каждом колхозе, а в летнее время и в каждой бригаде иметь географическую карту. Если под руками нет готовой карты, ее можно изготовить на месте. Сделать ее нетрудно. Для этого берут схематическую карту, опубликованную в одной из центральных газет, вырезают ее, делят на небольшие квадраты. Затем изготовляют большой щит, на который наносится такое же количество квадратов, только большего размера. После этого с маленькой карты переносится все, что нарисовано в каждом квадрате. Чем больше квадратов, тем легче переносить карту (см. рисунок на стр. 127). Сила агитации — в ее действенности. Агитатор должен использовать каждую беседу, каждую читку газеты для улучшения работы колхоза, совхоза или МТС. Необходимо поэтому каждую беседу связывать с положением дел в своем колхозе, совхозе, в МТС.

Задача агитатора — не только разъяснить события и призвать к лучшей работе. Агитатор не может равнодушно проходить мимо недостатков. Бывает так, что в колхозе регулярно проводятся читки газет, беседы, а дела идут плохо, дисциплина низкая, среди молодежи много фактов нерадивого отношения к труду, значит, агитация здесь проводится формально, вхолостую.

Такая агитация никому, конечно, не нужна. Агитация должна способствовать улучшению работы. Агитатор должен смело бороться с недостатками, которые мешают работе, выводить на чистую воду лодырей, прогульщиков, недисциплинированных людей. «Агитировать не значит только уговаривать, но и изобличать», учит товарищ Сталин.

Наиболее распространенной формой агитационной работы является беседа. Она дает возможность изучать запросы молодежи, отвечать на волнующие ее вопросы. Во время беседы молодежь высказывает свои мысли, чувства, переживания. Высказывания слушателей придают доводам агитатора большой вес.

Беседу трудно проводить с большим количеством людей. На больших собраниях лучше выступать с докладами. Но зато в узком кругу, в полеводческой или в тракторной бригаде, на ферме, в десятидворке лучше всего вести живую, непринужденную беседу.

С чего начинать беседу, как ее строить? Во многом это зависит от самого агитатора, его опыта, а также от состава слушателей. Чаще всего ее начинают с читки газет. Это самое простое начало. Интересное сообщение с фронта, корреспонденция о подвиге героя-фронтовика, рассказ об успехах колхозников других районов и областей могут послужить началом к интересной, увлекательной беседе на различные темы. В других случаях более опытные агитаторы начинают беседу с вводного слова. Иногда агитаторы начинают беседу с вопросов, которые имеют хотя и очень отдаленное отношение к теме, но сильнее всего могут задеть слушателей, а уже потом переводят разговор на тему, которую наметил агитатор.

Во время беседы агитатору могут быть заданы самые разнообразные вопросы. К этим вопросам следует относиться очень внимательно.

«...Самое же главное — никогда не увиливайте от постановки острых вопросов, к чему некоторые ораторы частенько прибегают, — говорит М. И. Калинин. — Ни в коем случае к этому не прибегайте, не уклоняйтесь от ответа, не смазывайте поставленных вопросов. Если не можете тут же ответить на тот или иной вопрос, прямо и скажите: «Вопрос интересный и важный, я бы на него с удовольствием ответил, но сейчас к нему не подготовлен, он мной не продуман, затрудняюсь, как на него ответить. Я выясню, посоветуюсь с товарищами и тогда вам отвечу. А может быть из вас найдется кто-нибудь, кто может этот вопрос разъяснить?» Это будет совершенно другое дело. А у нас любят иногда обходить злободневные вопросы или разъяснят их так, что люди ничего на поймут и прямого, правдивого ответа не получат».

Сила большевистской агитации — в ее правдивости. Агитатор должен говорить правду. Война против немецких разбойников принесла нашему народу много лишений и трудностей. Агитатор должен правдиво разъяснять причины трудностей, не замазывать их, говорить народу, что эти трудности принесены войной, которую нам навязали фашисты. И если хочешь, чтобы жизнь была снова полной и зажиточной, все силы отдай на войну.

   
 

Посмотри на этот рисунок я попробуй сам увеличить карту.

Беседы надо проводить на самые злободневные темы, обязательно с учетом запросов слушателей и конкретных задач дня.

Вот, например, какие беседы провели агитаторы среди молодежи колхоза имени Буденного (Киргизская ССР) в дни подготовки к севу: «Высококачественное проведение весеннего сева в сжатые сроки — важнейшее патриотическое дело молодежи колхоза»; «Почему молодежь колхоза должна активно участвовать в социалистическом соревновании по подготовке весеннего сева»; «Что дала советская власть крестьянской молодежи»; «Советские девушки в отечественной войне»; «Фашизм — злейший враг советской молодежи».

Кроме этих бесед на политические темы, в бригадах были проведены беседы по вопросам подготовки к весеннему севу: «Чем молодой колхозник может помочь в ремонте сельскохозяйственных машин»; «Забота о колхозном коне — важнейшее дело молодежи»; «Почему нужно собирать золу»; «Почему снегозадержание даст нашему колхозу дополнительно 8 000 пудов ржи и пшеницы»; «Как молодой колхозник может повысить свои агротехнические знания».

С большим интересом слушает молодежь беседы агитатора по истории комсомола, о земляках, отличившихся на войне, беседы о великих людях нашей родины.

Запросы молодежи очень разнообразны. Задача агитатора — удовлетворить эти запросы, сделать беседы разнообразными по темам, интересными по содержанию.

Многие агитаторы регулярно проводят читки художественной литературы. Это заслуживает всемерного распространения. Произведения классиков русской литературы, лучших писателей нашего времени воспитывают в молодежи чувство любви к родине, гордость за свой народ, за его прошлое и настоящее.

Поучителен в этом отношении опыт работы комсомольской организации колхоза «Новый путь» Костромского района Ярославской области. Молодежь здесь не только хорошо работает, но и интересно организует свой досуг. Вот что рассказывает секретарь организации Зина Кашицына о вечерах за книгой:

«...В долгие осенние и зимние вечера мы часто собираемся, чтобы почитать книгу. Сначала ходили одни комсомольцы, потом все чаще стали заглядывать девушки и парни. Привыкли мы читать книжки вслух. Сядем тесным кружком. Аня Андреева читает. Очень хорошо, выразительно читает! Так прочитали мы книгу «Комсомол в боях за родину». Прочитаем, начинаем говорить о прочитанном. Подойдет еще какой-нибудь боец, отдыхающий дома после ранения, дополнит прочитанный рассказ о войне тем, что ему самому довелось испытать. С большим увлечением читали мы «Войну и мир» Толстого. На много вечеров ее хватило. С каким нетерпением ждали мы той минуты, когда можно усесться тесным кружком и послушать плавный голос Ани. Хорошо в эти часы! За окном мороз, дует зимняя вьюга, а мы сидим в теплой светлой комнате и не замечаем, как давно уже пробило полночь».

Всем комсомольским организациям надо практиковать коллективные читки художественной литературы. Книг у нас в деревне на всех нехватает, а когда проводятся коллективные читки, то одной книжкой можно обслужить несколько человек. Коллективное чтение книжки хорошо еще и тем, что оно неизбежно вызовет желание высказаться по поводу прочитанного, выльется в обсуждение поведения героя книги, его мыслей и чувств, сдружит молодежь.

Если агитатор хочет, чтобы его беседы пользовались успехом, он должен сам постоянно учиться. Основным источником, откуда агитатор черпает материал, являются газеты. Но ограничиться только газетами нельзя. Чтобы глубже разбираться в событиях, надо читать политические брошюры, журналы, используя для этого каждую поездку в город, в район. Агитатор должен регулярно читать художественную литературу. Она обогатит его язык, расширит кругозор. Должен агитатор иметь и свою записную книжку, чтобы записывать в нее наиболее интересное из прочитанного: различные факты и цифры, народные поговорки, — словом, все, что может пригодиться для беседы.

Комсомольской организации необходимо регулярно собирать агитаторов для инструктажа. Если в колхозе нет подготовленного человека, который смог бы провести такой инструктаж, надо связаться с райкомом комсомола, с райкомом партии, попросить, чтобы они прислали такого человека.

Вести агитацию — почетное дело. Народ любит хороших агитаторов. Нужно только, чтобы беседы агитатора носили искренний, душевный характер, чтобы люди понимали, что все, о чем агитатор говорит, волнует его самого, что сам он живет тем же, чем живет весь народ.

...Назад | На титульную страницу | Далее...

 © Группа товарищей и Влад В. Головач / 2002 / Часть проекта Exmachina.ru