Как организовать выпуск стенной газеты

Душой стенной газеты является редколлегия. Подберутся в редакционную коллегию активные, боевые ребята — газета будет живой, интересной. Редколлегия выбирается на собрании колхозников или выделяется партийной, комсомольской организацией совместно с правлением колхоза. К работе в редколлегии надо обязательно привлечь молодежь, которая пишет стихи, умеет рисовать.

Главное в работе газеты — оперативность, злободневность, уменье добиваться результатов. Газету будут уважать, прислушиваться к ее голосу, если она будет писать о тех делах, которые волнуют колхозников, писать остро, смело критиковать недостатки, бичевать лодырей, рассказывать о лучших людях колхоза, о том, как они работают и добиваются успеха.

Газета должна быть действенной. Если напечатана заметка, критикующая какие-нибудь непорядки, редакционная коллегия должна добиться, чтобы эти непорядки были устранены. Газета, которая только критикует, но не добивается результатов, не может пользоваться уважением среди колхозников. И писать в такую газету не будут. «Что писать? Все равно так останется», говорят о такой газете. И наоборот, когда колхозники убедятся, что газета помогает, в нее будут охотно писать, у газеты появится актив.

По этим образцам можешь выбрать шрифт для плаката, стенной газеты.

Газета должна выходить регулярно, а не только по праздникам, как это бывает в иных колхозах.

Выпускать стенную газету нетрудно. Чаще всего ее выпускают на заранее подготовленных листах, называемых макетами. Если макетов нет, их легко заменить листом бумаги, разделенным примерно на пять столбцов. Заметки в столбцах распределяются по их значимости. На первой колонке обычно идет передовая. Она должна быть короткой и говорить о самых неотложных задачах. На видном месте размещаются заметки, рассказывающие о самых выдающихся событиях в колхозе, о достижениях передовиков. В некоторых стенных газетах есть постоянные отделы: «Лучшие люди нашего колхоза», «Комсомольская жизнь» и другие.

В газете большую роль играет оформление. Заметки надо писать разборчиво, желательно печатными буквами. Заголовки заметок пишутся печатными, буквами — цветным карандашом, краской, чернилами. Заголовки должны быть краткими, боевыми. Часто над всей газетой дают лозунг, например: «Выходи в поле, как фронтовики в бой»; «Борьба за высокий урожай — борьба за победу»; «Ударной работой в поле помогай громить фашистов».

Надо хорошо оформить стенную газету карикатурами, рисунками. Могут сказать: трудно рисовать карикатуры. Многие редколлегии нашли простой выход: они берут карикатуры, напечатанные в газете, перерисовывают их или просто вырезают и наклеивают на газету.

Но, конечно, главное в газете — ее содержание. Поэтому организации материала должно быть уделено основное внимание. Собирают заметки редактор и члены редколлегии. У каждого члена редколлегии таким образом постепенно подбирается свой актив постоянных селькоров. Хорошо на видном месте вывесить закрытый ящик, в который колхозник мог бы опустить заметку. Открывать его должен редактор или член редколлегии стенгазеты.

В дни войны широкое распространение получил новый вид стенной газеты — «боевой листок».

«Боевой листок» — это маленькая оперативная газета. Она состоит из одной или нескольких небольших заметок с короткими заголовками. Во многих колхозах «боевые листки» издаются, как правило, ежедневно, а в горячую пору посевных или уборочных работ и по два раза в день. Маленькую газету, какой является «боевой листок», нетрудно выпускать в каждой колхозной бригаде. Для этого надо создать редколлегию в составе трех человек. Может выпускать «боевой листок» и один агитатор.

«Боевой листок» кратко и ярко рассказывает о работе лучших людей, подсказывает, как быстрее и лучше справиться с порученным делом, разжигает соревнование, резко критикует неполадки, высмеивает лодырей, бичует всех тех, кто нерадиво относится к делу, кто мешает ударной работе.

В Мокринском колхозе Котовского района Горьковской области в горячие дни жатвы колхозник Петр Топорищев выполнил норму на 105 процентов. Комсомольцы вместе с колхозным счетоводом подсчитали, какая польза будет хозяйству, если каждый колхозник ежедневно перевыполнит норму на 5 процентов. К обеденному перерыву был готов «боевой листок». Крупными буквами было написано:

Что будет, если каждый колхозник перевыполнит норму на 5%?

И тут же давался ответ:

«Это значит, что 300 колхозников и колхозниц, которые сейчас лишь выполняют норму без особого усилия, выжнут лишних 5 гектаров в день, или скосят вики на 6 гектаров больше, или заскирдует 4—5 лишних стогов. Это значит, что наш колхоз на 3—4 дня раньше срока закончит уборку урожая и сдачу зернопоставок и выйдет в число передовых колхозов по району. Каждый колхозник может и должен работать, как Петр Топорищев. Набирайте темпы, товарищи!»

Кое-где ссылаются на отсутствие бумаги для выпуска газеты. При желании бумагу можно найти. Для этого можно использовать обои, листы, исписанные с одной стороны, устаревшие плакаты. На крайний случай можно приспособить для выпуска «боевых листков» небольшие, гладко отесанные деревянные щиты, чистую фанеру. Текст заметок пишется на них мелом или углем.

Бюллетень «Последние известия». Его пишут или на листе бумаги красками, чернилами, или на черной доске мелом.

Призывы или лозунги пишутся на красной материи, на листах бумаги, на досках. Они разъясняют смысл и важность политических кампаний отдельных сельскохозяйственных мероприятий, призывают к активному участию в них. Например:

«Пионеры и школьники! Дружно выходите на прополку полей. Уничтожим сорняки, соберем высокий урожай!»

«Помните: одно растение сорняка-овсюга берет из почвы влаги в полтора раза больше, чем одно растение пшеницы. Очищайте поля от сорняков!»

Плакат. Плакаты часто используют для показа и поощрения работы передовых колхозников. Например:

«Доска передовиков». В горячие, дни полевых работ в каждой бригаде вывешиваются доски передовиков. Мелом или углем на них ежедневно заносятся фамилии колхозников, которые лучше всех работали прошедший день.

«Чем ты помог фронту?» Такие бюллетени выпускают многие комсомольские организации колхозов.

По этому образцу заведи ежедневный учет выработки бригад.

Этими примерами далеко не исчерпываются все формы наглядной агитации. В ряде колхозов комсомольцы выпускают плакаты с рисунками, диаграммы, наглядно показывающие, какая бригада идет впереди; и т. п.

Применить эти формы можно в каждом колхозе. Надо, чтобы комсомольские организации взяли это дело в свои руки, проявили в нем свою инициативу.

...Назад | На титульную страницу | Далее...

 © Группа товарищей и Влад В. Головач / 2002 / Часть проекта Exmachina.ru